- СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
-
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД — совокупность способов рассмотрения связей и целостности сложных систем. С. п. является предметом специальной научной дисциплины — общей теории систем. Управление может быть определено как упорядочение системы.
С. п. (или системный анализ) появился в XX в., хотя было бы неверно думать, что, напр., в XVIII и XIX вв. не изучали различные системы. Астрономия успешно изучала Солнечную систему, математика — различные системы счисления. Философское осмысление и анализ систем можно найти в трудах Ф. Бэкона, Г. Гегеля, Дж. Милля, К. Маркса. Основную идею С. п. достаточно четко сформулировал Б. Паскаль, заметив, что познать части без знания целого так же невозможно, как познать целое без знания его частей.
Однако в науке и в практике управления господствовал т. н. редукционистский подход, который сводил свойства целого к свойствам составляющих его элементов. Последовательное описание соответствующих элементов и их свойств рассматривалось как эквивалентное описание системного объекта (системы) в целом. Такой способ изучения сложных объектов в то время был не только оправдан, но казался единственно возможным.
В XX в. возникла необходимость решать задачи, связанные с управлением сложными техническими и социотехническими системами, с функционированием и развитием сверхсложных биологических и социальных объектов. Человечество столкнулось с глобальными экологическими проблемами. Все это привело к пониманию ограниченности редукционистского подхода.
Было выдвинуто новое положение, которое легко в основу С. п.: целое (система) не только не детерминируется однозначно свойствами его элементов и не сводится к ним, но, напротив, сами элементы детерминируются целым и лишь в его рамках получают свое функциональное объяснение. С. п. впервые был применен в США для достижения военных целей (создание атомной бомбы), в дальнейшем получил широкое распространение.
С. п. к управлению осуществляется в 3 этапа:
на 1-м этапе определяют сферу, уточняют область и масштабы деятельности субъекта управления, устанавливают (ориентировочно) адекватные сферы, области и масштабы деятельности, информационные потребности;
на 2-м этапе проводят необходимые исследования (системный анализ);
на 3-м этапе разрабатывают варианты решения определенных проблем и выбирают оптимальный вариант по каждой проблеме (применяют экспертные оценки, в т. ч. независимую экспертизу).
В системе управления охраной труда необходимо комплексно решать правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные проблемы.
Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС. Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова. 2007.